Дигория - первый дигорский форум

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Дигория - первый дигорский форум » Дигория » Дигорцы - Балкарцы= ранее один народ? <


Дигорцы - Балкарцы= ранее один народ? <

Сообщений 1 страница 15 из 15

1

B период нашествия Тимура предки балкаро-карачаевцев жили в предгорной и степной полосе Центрального Кавказа, в частности, в местностях Уллу Маджар, Кичи Маджар, Бургуй Маджар, Бештау, Джулат, озера Маджар Кель, речек Маджар Суу и Жилянчыкъ (Змейка), Бештамак, Кюльтебе, Узун Кала и т. д.
Согласно преданию, полное истребление полчищами Тимура жителей названных мест предотвратил опытный военачальник, мудрый и храбрый Таулу.

Настоящее его имя остается неизвестным. Он спасает часть своих людей от истребления, укрыв в горах Черекского, Хуламо-Безенгийского, Чегемского и Баксанского ущелий, где в то время основными жителями были дигорцы.

Какое единое этнонациональное название могли носить прямые предки балкаро-карачаевцев до появления самоназвания таулу? Однозначный ответ здесь невозможен, поскольку под предками принято подразумевать несколько этнических компонентов. В данной связи речь может идти исключительно о демографических изменениях в XIV - XV вв., когда наряду с тюркско-маджарским пластом в степях Северного Кавказа видное место занимал алано-дигорский этнический массив, что подтверждается обнаружением в Маджарах "пряслицы конца XIII - начала XIV в. с осетинской надписью, выдержанной в нормах дигорского диалекта.

Дигорский язык в горах Балкарии сохранялся до XVIII в., о чем говорит, помимо полевых материалов, исторический документ 1743 г., в котором речь идет о языке и быте чегемцев, безенгиевцев, холамцев, балкарцев: "...язык у них особливый, они же употребляют и татарский язык". Под этим "особливым языком" имелся в виду дигорский язык, который, очевидно, исчез в Балкарии в конце XVIII в. Парным и десятизначным дигорским счетом, который называли в народе "дюгер санау", балкарцы пользовались еще в 1960 - 1970 гг. Многие старики рассказывали, что их деды знали дигорский язык и могли исполнять на нем песни. С. К. Бабаев и В. П. Крикунов в 1961 г., ссылаясь на работу В. И. Абаева "Общие элементы в язьке осетин, балкарцев и карачаевцев", писали, что "в Балкарии сохранился древнеиранский десятичный счет, который в Осетии уже исчез; его удалось зафиксировать только в некоторых дигорских районах у пастухов, которые называют этот счет "балкарским". Эти документы еще раз подтверждают исключительную этническую близость балкаро-карачаевцев и дигорцев, истоки которой надо искать, очевидно, в глубокой древности на обширном геополитическом пространстве Центрального Кавказа.

Свое отношение к этому вопросу высказал и известный осетинский ученый Б. А. Алборов: "...дигорцы никогда не называли себя "ирон", а "дигор"; у Моисея Хоренского - Ашдигор, то есть дигорцы веские, выходцы из Асы, Балкарий (позднейшей)".

У балкарцев же бытовала устойчивая этническая формула: "Дюгерлиле - керти таулулалла" - "Дигорцы - настоящие таулу".

"После занятия предками современных балкарцев их нынешней территории, занимаемой до них аланами, определенная часть алан оставалась на прежнем месте и постоянно смешивалась с новыми поселенцами, приняв, как мы уже отмечали, участие в их этногенезе", - пишет другой известный осетинский ученый А. X. Магомедов.

Журнал "Ираф" III2002г. с. 225

Гобеев Ариган

Рассказ балкарца.

В 1975г. из ГДР к нам приехала супружеская пара,чтобы посмотреть Кавказ. Им хотелось повидать различные красивые места. С этойцелью мы поехали в сторону Кабарды – к Эльбрусу, Чегемским водопадам и Голубымозерам. В ходе поездки мы хотели завернуть в какое-то ущелье, и спросилиместного кабардинца, куда оно ведет. Он ответил, что ущелье ведет в Балкарию, атак как это горы, то на машине далеко не уедешь. Но там очень красивая природа,есть на что посмотреть. Мои спутники попросили меня проехать в глубь ущелья дотех пор, пока будет возможно проехать на машине. Мы поехали и высоко в горахдобрались до селения размерами больше среднего. Дальше него дороги не было. Какмне не обидно, но я забыл название этого села.

На нассобрались посмотреть все жители села, поприветствовали и спросили кто мы. «Моидрузья – немцы, мои гости. Хотят посмотреть природу Кавказа», - ответил им я.Тогда они куда-то отправили парня, а нас попросили подождать. Через некотороевремя парень вернулся с белобородым, высокимстариком. Старик подошел прямо ко мне и сказал на чистом дигорском языке:«Ты явно от нашего народа, это по тебе видно». Он нам обрадовался, сталприглашать в гости, мол, нельзя гостей держать на улице. Мы сначалаотказывались, но все-таки пришли к нему в дом. Наш транспорт загнали поддерево, нас также усадили.

Старикспросил меня, где именно в Дигории живу. Я ответил, что живу в городе(Владикавказ - Т.Т.). Он сказал, -хорошо, что в городе живешь, но где жили твои предки? Я ответил, что в Стур –Дигоре. Старик усмехнулся и сказал: «Вот это уже слова мужчины».

Затем старик рассказал такуюисторию:

-Ассцы (балкарцы) и дигорцы являются одним народом. И слыша это от предков, мыпрожили до наших дней. В Ассии и на землях Кабардинцев раньше жили дигорцы, текого называли аланами. Но наступило такое время, что нас вытеснили с нашихмест. И в основном это были наши соседи (рукой указал в сторону Кабарды). Таккак пришлых было больше, то мы смешались и потихоньку наш язык потерялся,поменялся.

Наш род - долгожители. Мой дед жил 93г., мой отец – 88лет, а мнесейчас 82г. Тебе наверно кажется удивительным, что я разговариваю на дигорском.А я тебе скажу, что большая часть нашего села - есть дигорцы. Но я единственныйкто знает дигорский язык. Мой дед, которого я застал при жизни, был жестким мужчиной и не разрешал в домеговорить кроме как на дигорском. А я оказался мягче, и что своих детей, чтовнуков не смог заставить говорить по-дигорски. Вот так теряются языки, а с нимии народы.

Я и мой отец переходили в Стур-Дигору, а именно в с.Куссу (рукой указал на горы). Вот там есть перевал,через который можно попасть в Дигорию. Чтобы сделать переход нужно не большеполовины дня. К тому же многие из моего села, а также из других сел переселилисьтуда. Честно сказать, некоторые вернулись обратно.

Мальчик(так он ко мне обращался), ты меня понял теперь, что мы один народ. Пальцам однойруки никак не разделиться.»

Горы (Хуаенхтае) онназывал «хаенхтае» (ханхæ – линия – Т.Т.). Я спросил его, почему он так ихназывает. На что он ответил: - «На поверхности земли они как линии, поэтому ятак их называю, а еще как?!»

Также я услышал еще такое слово.«Мальчик, посмотри ты запачкал свои белые матерчатые «салбар» (штаны, шаровары – Т.Т.) и «цубур курает» (короткуюкуртку- Т.Т.) (я пролил испачкался когда менял колесо на машине). Я сказал, что «хаелаф ма къуртгаен» (штанам икуртке) ничего страшного. А он мне говорит, что: «По-дигорски они называются«курает и салбар»» Курает бывает длинный и короткий, салбар бывает матерчатый ииз шкуры. И уже в Дигории женскийдлинный курает называют пъолци (платье –Т.Т.). Как время идет, так и языкменяется потихоньку».

Пока мы разговаривали,приготовили «косарт» (зарезали барана наверно – Т.Т.)))). Я сказал, что ненужно было. Старик ответил: «Не будем ломать обычаи наших предков, а также мнене хочется, чтобы говорили, мол, наш старший оставил гостей без косарта, нетничего позорнее этого».

Затем нас с почестями проводили.По дороге немцы спросили меня: « У вас уже коммунизм, или у вас в этом селенииродственники есть?»

Я им ответил, что видел тех балкарцев первыйраз и в это селе также был впервые. И добавил, - «Но гостеприимство горцев иаланского народа таково». Они посмеялись и сказали: «Надо переходить житьсюда». Но их, конечно, удивило все происходящее, а именно как нас приняли. А яоказался бестолковым, что не поспрашивал старика про остальное. И не смогхорошо запомнить название того села, а также фамилию этого старика. Запомнил,что звали его Саруаз (Сарваз – Т.Т.), такое имя слышал впервые, наверно потомуи запомнил.
Все!)....видимо речь идет о Верхней Балкарии

2

ПРОШЕНИЕ
О ВСТУПЛЕНИИ БАЛКАРИИ И ДИГОРИИ В СОСТАВ
РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

Его Превосходительству Командующему Войсками на Кавказской линии, Черномории и Областному начальнику господину генерал-лейтенанту и Кавалеру Емануэлю.

Мы, нижеподписавшиеся, уполномоченные старшины, от народа Уpусбиевцов - Мурзакул Уpусбиев, от Чегемцев - Кельмамбет Баймурзов, от Хуламцов и Бизинги - Магомет Шакманов, от Балкарцов - Арслан Аджи Жанхотов, от Дигорцев - Касай Кубатиев, Давлетука Абисалов, Бинагер Карабугaeв, Соза Соyатов и Татархан Туганов, были отправлены к Вашему Превосходительству, для испрошения покровительства и защиты ВСЕРОССИЙСКОГО ВЕЛИКОГО ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ ПАВЛОВИЧА, яко поставленного от него наместника, с тем, что ежели сие наше прошение принято будет, то как мы, равно и весь народ, за отдачею уж Аманатов - детей наших, принять и на верность подданства присягу Всероссийскому Великому Государю Императору НИКОЛАЮ ПАВЛОВИЧУ и наследнику Его Государю Великому Князю АЛЕКСАНДРУ НИКОЛАЕВИЧУ, а затем будем, ежели и на службу ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА естьли в них мы востребованы будем, на что и имеем ожидать решения Вашего Превосходительства.

Генвари 11 дня 1827-го года.

По подлинному переводу значится, за неумением нами никакой грамоты присланные от упомянутых народов посланники: Старшины Мурзакул [У]Русбиев, Кельмамбет Баймурзов, Магомет Шакманов, Арслан аджи Жанхотов, Касай Кубатиев, Давлетука Абисалов, Биногер Карабугaeв, Созо Саyатов и Татархан Туганов приложили перстами черные знаки.

верно - генерал-лейтенант Емануэль»
[подпись - автограф]

3

Приветствую! А кто-нибудь может мне подсказать откуда пришли МАЛКАРОВЫ в Чиколу? Если кто знает - поделитесь. А я напишу о своих поисках.

4

Салам Малкар ! Я точно не знаю историю за дигорских Малкаровых, но точно знаю что они выходцы с Балкарии. Уменя близкие знакомые Малкаровы с Нальчика, я уних узнаю и сообщю тебе

5

Салам Малкар ! В историческом очерке говорится, что было 9 братьев, уних была единственная сестра, которая полюбила чужеземца по имени Мисака, который прибыл в Балкарию. Братья Малкаровы были против женитьбы своей сестры на чужеземце и чтобы выйти замуж за Мисаку, сестра напоила своих братьев какимто напитком, они заснули и она их убила. У одного из братьев жена была дигоркой и после смерти своего мужа, дигорская невестка вернулась со своими детьми в Дигорию, вернее в Чиколу. Вот от этих детей и пошли дигорские Малкаровы.

6

Да, дигорцы и балкарцы это один народ, я так думаю.

7

Карачаевцы кстате дигорцам тоже этнически очень близкий народ. Как отмечал Жан-Шарль де БЕСС-
Эти люди отличаются прекрасной осанкой, выразительными чертами лица, прекрасной внешностью и гибкостью стана. Я заметил, что в этом отношении никакая другая нация не похожа на венгров как карачаевцы и дугуры (дигорцы – автор)…

8

Есть кто считает, Что Дигорцы(Дюгерле) были Единый народ с Балкаро-Карачаевцами, здесь среди Дюгеров ?

9

Не знаю как другие Дигорцы считают, но лично я уверен на 100 % что Дигорцы и Карачай-Балкарцы ето этнически один народ. Большиснтво дигорских фамилий выходцы из Балкарии и Карачая

10

отец балкарец мать иронка могу сказать что дигорцы копия балкарцев

11

у меня мама полячка отец балкар а кто я

12

Нужно провести этнолингвистическое исследование на предмет паралеллей в языке и этнокультуре балкарцев и дигорцев, т.е. попросту говоря выявить что у них общего и чего нету с одной стороны у карачаевцев и другой стороны у осетин-иронцев, тогда будет ясно что какой то особый народ был у них общим субстратом, который не имеет или мало имеет отношения, к карачаевцам и иронцам.

Отредактировано Ditrich von Olevsky (2013-03-14 13:06:12)

13

На сайт: http://fatimagiya.ru/ я перешла в надежде хоть что-то изменить в личной жизни. И не зря... Фатиме Евглевской - ворожее с этого сайта, удалось изменить в лучшую сторону всю мою жизнь. Я была в отчаянии из-за того, что от меня ушел любимый, рассказав об этом Фатиме, я получила поддержку и долгожданную помощь. Фатима за какие-то две недели смогла вразумить моего любимого, да так, что он сам пришел просить прощения, а мне осталось принять его. Ну с этим я справилась, теперь мы вместе. Если будут какие-то проблемы в личной жизни, обращайтесь к Фатиме, она сделает все по высшему разряду.

14

Алан Кърачайма написал(а):

Есть кто считает, Что Дигорцы(Дюгерле) были Единый народ с Балкаро-Карачаевцами, здесь среди Дюгеров ?

я балкарец и от стариков знаю, что балкаро-карачаевцы и дигорцы это один народ.

15

Здравствуйте уважаемые форумчане! Я дигорец Темираев, на территории КБР есть нам однокровные родственники в лице Темраевых.  Очень хочется связаться с их представителями и пообщаться. Я интересуюсь корнями происхождения нашей фамилии.  Мой номер тел. и уотцап  +353 87 78 39 799. или почта digoratk@gmail. com
С уважением к Вам!

Отредактировано digoratk (2022-04-21 12:42:39)


Вы здесь » Дигория - первый дигорский форум » Дигория » Дигорцы - Балкарцы= ранее один народ? <


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно